НОЦ «Человек в системе российских ценностей и институтов»
 
Положение о НОЦ “Человек в системе российских ценностей и институтов”
План работы НОЦ на 2016 г. 
Отчет о работе НОЦ за 2015 г.
 

9 апреля 2009 г. приказом ректора ВолГУ на базе кафедры философии факультета истории, международных отношений и социальных технологий под руководством доктора философских наук профессора Николая Викторовича Омельченко был  создан научно-образовательный центр (НОЦ) «Человек в системе российских ценностей и институтов».

В настоящее время руководителем НОЦ является доктор философских наук зав. кафедрой философии института права Токарева Светлана Борисовна. Членами НОЦ являются профессора, доценты, преподаватели, а также докторанты, аспиранты и студенты кафедры философии, в том числе 7 докторов наук и 6 кандидатов наук.

 НОЦ осуществляет деятельность по следующим основным направлениям:

  • научно-исследовательская деятельность;
  • образовательная деятельность;
  • поддержка молодых ученых;
  • внешние связи;
  • внедрение научных инноваций и образовательных методик в практическую сферу путем организации программ повышения квалификации для внешних слушателей.

Приоритетная тематика научно-исследовательских работ НОЦ:

  • социальные институты и процессы;
  • человек и духовность;
  • методология социального познания;
  • общество риска, устойчивое развитие, социальная ответственность, социальное доверие, межличностное доверие, институциональное доверие;
  • критическое мышление, рефлексивное управление, социальная идентичность, социальная модернизация;
  • социальная память, философия образования, герменевтика;
  • свобода, целеполагание и целереализация, философия поступка.
В период деятельности НОЦ сотрудниками были реализованы следующие проекты:

В рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.» был получен грант Министерства образования и науки РФ «Человеческое существование в условиях социальной модернизации». 17-27 сентября 2012 г. в Волгоградском государственном университете прошел ряд мероприятий по взаимному обмену опытом научно-исследовательской работы между участниками проекта – сотрудниками различных научно-педагогических коллективов. В течение десяти дней более 20-ти ученых из Волгограда, Красноярска, Липецка, Санкт-Петербурга, Саратова, Томска  обсуждали широкий круг современных антропологических и социальных проблем на открытых лекциях профессорско-преподавательского состава ВолГУ и в рамках заседаний «круглых столов», где приглашенные участники представляли собственные проекты.

По итогам проекта были опубликованы коллективная монография «Человеческое существование в условиях социальной модернизации», 10 статей в журналах, рекомендованных ВАК РФ,  а также подготовлены 5 рабочих программ по инновационным курсам.
В 2013-2015 гг. сотрудники НОЦ вели работу в рамках проекта «Влияние уровня институционального доверия в высшей школе на показатели качества образования (на примере вузов г. Волгограда)», поддержанного РГНФ. По итогам проекта были опубликованы коллективная монография «Институциональное доверие в высшей школе и качество образования» и 6 статей в журналах, рекомендованных ВАК РФ. 
19 июня 2015 г. в Волгоградском государственном университете состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Человек и общество: от концепций к социальным технологиям»,  посвященная 85-летию со дня рождения С.Э. Крапивенского. По итогам конференции был выпущен тематический номер журнала Вестник ВолГУ, серия 7 «Философия. Социология и социальные технологии».

Публикации сотрудников в рамках деятельности НОЦ

Монографии:

  1. Человеческое существование в условиях социальной модернизации: коллективная монография / Под ред. Н.В. Омельченко. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2012.
  2. Токарева С.Б., Голубь О.В., Горина Т.С., Калашникова Н.А. Институциональное доверие в высшей школе и качество образования : коллективная монография. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2015.
  3. Социально-экономическая и инновационная активность молодежи: критический дискурс-анализ и социологическое исследование факторов формирования : коллективная монография / Под общ. ред. Е. Н. Васильевой. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2015.

Статьи в журналах, включенных в базы цитирования

Web of Science, Scopus:

  1. Dimitrova S. The Introduction Of Quality Management System In The Russian Higher Education: Problems And Prospect // International Journal of Applied Engineering Research ISSN 0973-4562 Volume 10, Number 20 (2015) pp 41143-41149 © ResearchIndiaPublications.
  2. Пигалев А.И. Игры экономического человека и конкурентная среда постмодерна // Вопросы философии. – 2015. № 6. – С. 189-200.
  3. Пигалев А.И. Концепция транскультурации как теоретическая рамка дискурса   “наука и религия” // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. – 2015. – № 4. – С. 228-246.

Статьи в российских изданиях, входящих в Перечень ВАК РФ:

  1. Белянская Л.В. Постмарксистский универсализм в контексте проблем глобализации // Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. –  2015. – № 3 (29). – С.30-40.
  2. Бузский М.П., Корниленко Ж.В. Собственность как фактор структурирования социального пространства // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. –  2015. – № 3 (29). – С.76-84.
  3. Горина Т.С. Комплементарность внешних и внутренних показателей качества образования в высшей школе как условие повышения объективности рейтинга вузов//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология. Социальные технологии. -2015. – №4 (30).
  4. Горина Т.С. Теоретические установки изучения доверия в образовательной среде // Фундаментальные исследования. – 2014. – №11 (часть 8).
  5. Горина Т.С., Калашникова Н.А. Роль коллективного признания в формировании доверия к институту образования // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. Социология. Социальные технологии. – 2014. – № 4 (24).
  6. Горина Т.С.Будущее как предмет исследования в концепции социальной ответственности  // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. – 2016. – № 1.
  7. 7.    Димитрова С.В. Действия и поступки современного человека (аксиологический аспект рассмотрения) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия, социология, право. – 2014. – №2 (173). Выпуск 27. – С. 205-215.
  8. Димитрова С.В., Хаценко А.Н. Философия власти – смена парадигм // Вестник ВолГУ. Серия7. Философия. Социология и социальные технологии. –  2015. – № 3 (29). – С.64-70.
  9. Калашникова Н.А. Повышение уровня институционального доверия к системе высшего образования посредством развития критического мышления //Материалы международной заочной научно-практической конференции «Наука и образование в XXI веке». – Тамбов, 2014.
  10. Калашникова Н.А. Преодоление синдрома «недоверия» к институту образования посредством развития критического мышления у научно-педагогических кадров //Национальная ассоциация ученных. Ежемесячный научный журнал. № 11 (16/2015). – Екатеринбург, 2015.
  11. Калашникова Н.А. Роль критического мышления в формировании инновационной социальной среды // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология, социальные технологии. – 2015. – № 4 (30).
  12. Макаров А.И. Современный образовательный идеал: философские основания // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. – 2015.  – № 3 (29). – С. 151- 157.
  13. Пигалев А.И. Память в социокультурном контексте: философские аспекты // Мир психологии. – 2015. – № 2. – С. 167-179.
  14. Пигалев А.И. Философия языкового планирования в программах идеологического обоснования модерна // Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. – 2015. – № 3 (29). – С.18-30.
  15. Пигалев А.И.Физика и экономика: о принципах сохранения в научно-исследовательских программах Epistemology&PhilosophyofScience// Эпистемология и философия науки. 2015. Т. XLV. № 3. – С. 167-183. 
  16. Токарева С.Б. Трансформация доверия к институту образования: в поисках новых  легитимационных практик // Толерантность. Глобализация. Восток и Запад: диалог мировоззрений. Тезисы докладов  VII Российского философского конгресса. Том III. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. – С. 175.
  17. Токарева С.Б., Голубь О.В. Деформация институционального доверия в современной образовательном пространстве: причины и проявления // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология. Социальные технологии. – 2015. – №4 (30).
  18. Токарева С.Б., Голубь О.В. Институциональное доверие в образовательном пространстве // Фундаментальные исследования. – 2014. – №11 (часть 8).
  19. Храпова В.А., Земцова Я.М. Потенциал визуального образа в оптимизации жизнедеятельности современного человека // Вопросы теории и практики. – 2015. – № 5-1 (55). – С. 205-207.
Вернуться к списку
 

Комментарии запрещены.